Обращение в МГУ им. Ломоносова (по анкетированию)

МГУ им. Ломоносова

Кафедра общей психологии

Институт социологических исследований

т. Ядову

ЦК КПСС, идеологическая комиссия

 

Дорогие учёные!

 

Ваша попытка создать «социально-психологический портрет национального движения крымских татар» нас заинтересовала тем, что в Вашей анкете, в свою очередь вырисовывается вполне определённый социально-психологический, политический, моральный портрет нашей державной гуманитарной науки. Ввиду подложности большинства секретов анонимность Вашего опроса представляет нечто обещающе-загадочное ввиду того, что Национальное движение крымских татар (НДКТ – будем так называть для краткости написания) всегда стремилось прорвать гробовой заговор молчания и клеветы, над которым так много потрудилась великодержавная наука.

Поскольку Вы нас «заранее благодарите за ответы», мы заранее приносим извинения,

если анкета является мистификацией или блефом, и Вы к ней не имеете отношения, или преследуете не научные цели, что впрочем, является подчас важнейшим признаком такого феномена, как наука, накрывающая своим магическим колпаком малые народы, автохтонные на лакомых, стратегически-заманчивых и т.п. территориях. Во всяком случае, определённая легковесность в подходе к построению нашего портрета налицо.

Во-первых, чтобы определить нашу компетентность, надо быть компетентными в национальном вопросе, истории и в национальных движениях вообще, в НДКТ в частности. Хотя бы в первых двух. При опросе гамбузом (оптом) значительная часть респондентов окажется как раз некомпетентной (что вовсе необязательно может говорить об исследуемом объекте вцелом, хотя большинство движений в своей начальной фазе могут быть именно таковыми и в этом случае, неизбежно гибнут или распадаются). Обследование окажется недостоверным. Вполне возможно проникновение в респонденты провокаторов и врагов, которые возможны у всякого серьёзного движения, – тогда анализ грозит обернуться весьма опасной диверсией. Собственно – это главная причина, почему мы решили отреагировать на Вашу инициативу. Конечно, с точки зрения компетентности у Вас могут быть специалисты (или консультанты) по нашему Движению из бывших сотрудников репрессивного аппарата (где полвека находился на «исполнении» национальный вопрос и судьбы малых народов). Могут быть историки, т.е. почти, безусловно, специалисты по расисткой фальсификации истории (ибо никакой иной историографии по Крыму последние полвека не существовало – всё шло на создание «новой истории»).

Во-вторых, любое движение неотделимо от истории, поэтому его социально-психологический портрет в огромной мере заключён, запечатлён в тех десятках тысяч написанных кровью и страданиями татарских письмах и обращениях, хранящихся в центральных органах многие десятилетия. Без освоения этого пласта можно составить скорее карикатуру, чем портрет.

Далее, – наши ответы на любые (даже изощрённо сыскные вопросы) будут абсолютно откровенны и могут поставить в затруднительное положение только тех, кто желал бы скрыть преступные акции против народа и Советской власти в национальном вопросе. Движению, вообще говоря, они могут наносить ущерб в той мере, как раскрытие истины грозит ударом возмездия со стороны лжевластия, ответственных за постановку на повестку дня и удержание полвека этого вопроса. Такова минимальная необходимая преамбула к нашему ответу. Возможно, он уже запоздал, так как ввиду окончания бесславной антисоциалистической «государственной» комиссии А. Громыко Ваше скороспелое (примерно как «труд» «Крым: прошлое и настоящее» АН СССР) исследование уже лежит на столе вершителей судьбы крымскотатарского народа. Во всяком случае, этот ответ будет небесполезен для всех, кто действительно интересуется Национальным движением крымских татар, представляющим собой открытую внутреннюю инициативу народа.

 

Часть 1

 

1. Национальность?

– Ну, если верить Чехову, в Турции, естественно правительство турецкое. А мы, естественно, крымские татары. Хотя это не столь очевидная истина. Согласно Указу 1967 года (Подгорный, Георгадзе) мы – «граждане татарской национальности, ранее проживавшие в Крыму». Согласно Госкомобразованию (зам. Председателя Курцев Г.Ф., № 00316/15-17 от 02.02. 1989 г.) мы даже не означенные «граждане» а просто «лица…». Так что с нас действительно можно написать только «портрет» без материального наполнения. Согласно саратовскому «Авангарду» мы – «потомки и выродки предателей». По «Блокноту агитатора» № 23 (декабрь 1988 г., Краснодар) мы – «небольшая группа потомков крымских татар». В интерпретации Всесоюзного дома политпросвещения при ЦК КПСС (Э. Баграмов, Э. Тадевосян, август 1988 г.) мы «бывшие крымские татары». В соответствии миропонимания нацистского толка такие толкования вполне научны, но исторически не состоятельны. Однако пропорции между собеседниками должны быть соблюдены, и мы готовы соответственно оценивать наших оппонентов не потому как они себя называют официально. А сами конечно являемся не бывшими, не выродками, не потомками, не экстремистами, не националистами, а сынами и дочерьми крымскотатарского народа, гражданами Советской страны. Наше Движение является национальным, поскольку борется за решение вопроса жизни конкретной нации. По своей сути оно является интернациональным, ибо интернационализм – это непризнание привилегий и борьба с ущемлениями любой и каждой нации (своей или не своей). Поскольку наше движение национальное и к двум нациям без расщепления личности, видимо, нельзя принадлежать, в нашем интернационалистском по сути движении его представители все крымские татары. За исключением двух-трёх подвохов или курьёзов, за весь период движения примеров сколь-нибудь долгого участия представителей других наций не было, даже если учесть смешанные браки (к которым у нас относятся без предубеждения). К НДКТ не могут быть отнесены и симпатизирующие, сочувствующие и понимающие судьбу нашего народа, также как всякие антирасистские организации белых в ЮАР не относят себя к движению чёрного большинства и не рассматриваются таковыми.

 

2. Пол, возраст, образование, семейное положение, профессия, совокупный денежный доход семьи?

 

– Поскольку НДКТ не является организацией, партией или сектой, а является широкой всенародной инициативой, выделение каких-либо количественных показателей было бы весьма проблематичным, спорным. Сын или отец, которого бросили за решётку, скажем, за участие в приёме А.И. Микояна или Ю.В. Андропова (конечно – под иным предлогом), или попытку поднять лозунг «Прекратить топтать ленинизм» на Красной площади 1967 г. являются участниками НДКТ. Однако можно ли отделить от движения их семьи – жён, детей, стойко нёсших тяготы и лишения и целиком солидарных с ними? На наших митингах среди 500 – 5000 и более участников участвуют от глубоких стариков до мам с детьми на руках и в колясках, хотя, конечно, большая часть участников рабочих собраний – мужчины. Возраст – как правило, старше школьного, причём за последние годы движение значительно помолодело ввиду широкого притока молодёжи после застоя.

Поскольку сутью НДКТ является решение вопроса о самом национальном существовании крымскотатарского народа, а гибель его как исторической общности сопряжена с духовным оскудением, политической, социальной и этнической незащищённостью его индивидов,

перед всеми слоями, возрастными и половыми группами стоит одна и та же задача, их жизненным интересом – один и тот же интерес – восстановление условий национального существования – национальной целостности на национальной территории и национальный суверенитет –

поскольку НДКТ представлено абсолютно всеми слоями и социальными группами народа, а его основой является рабочий класс и крестьянство.

НДКТ, как и любая иная форма борьбы сопряжена с определёнными лишениями, опасностями и требованиями знаний – оно представлено наиболее стойкой, динамичной, прогрессивной и альтруистской частью народа (если говорить о Движении как таковом).

Реалии борьбы требуют определённой защищённости, политического оптимизма, основанного не только на инстинктивных представлениях жизни, но и на основе научного знания. Поэтому в НДКТ представлена лучшая часть малочисленной интеллигенции крымскотатарского народа и,

вместе с тем, значительная часть её, особенно представленная в управленческой сфере, на доходных должностях, носится со своей действительной уязвимостью как с больной ногой и вообще говоря, стоит от движения на почтительном расстоянии, находя различные оправдания:

то – большую занятость,

то – неверие в возможность решения вопроса,

то – занятие заботой о культуре, которое, ввиду полной отдалённости от действительной жизни народа, подчас является весьма прозаической заботой о добавке к семейному бюджету.

Участие в НДКТ не связано с какими-то особенностями в семейном положении, составе семьи и источникам семейного бюджета, хотя подвергает все эти аспекты подчас суровым испытаниям на прочность, хотя разводов на этой почве, как правило, не наблюдалось.

 

3. Место Вашего проживания?

 

– Как правило – это место первичной или вторичной (косвенной) высылки, в результате которой народ оказался разбросан на огромной территории и проживает разрозненными пятнами, ни в одном из которых не обладает минимальной компактностью, которая бы обеспечивала незатухающее течение языковых, культурных процессов.

 

4. Откуда родом Ваши предки?

 

Все предки крымскотатарского народа из Крыма, ибо нигде вне Крыма крымскотатарский народ не складывался как нация. Если речь идёт о наших родовых сельбищах, о наших диалектных и иных разнообразиях, то НДКТ представляет волю и чаяния всего народа, со всех городов и весей, со всех исторических сельбищ по всей территории Крыма – ЮБК, горы, предгорья и степь до Чонгара. Наша национальная территория – Крым – неделим, как неделим сам народ.

 

5. Где Вы родились?

 

– Большая часть нынешнего состава нации родилась на высылке.

 

6. С какого времени участвуете в движении?

 

– Строго говоря, каждый крымский татарин в движение приходит ещё в утробе матери, ибо с этого времени является объектом национальной дискриминации, грабежа и тяжкого надругательства,

что порождает стихийный протест и сопротивление, которые затем по мере гражданского созревания, приобщения к истории народа изустно и через документы движения приводит к приобщению к Движению и сознательной активной борьбе за ленинское решение вопроса. Многие пионеры Движения, принявшего современную форму повсеместных инициативных групп представителей, сегодня ушли из жизни. Основная масса представителей вошла в Движение в середине 80 годов, – 1985-87 гг.

 

7. Откуда Вы узнали о движении, почему участвуете в нём?

 

НДКТ крымский татарин узнаёт таким же путём, как афганцы узнавали о своей войне, как палестинцы – о том, что их родина захвачена, а лагерь не является их «второй родиной». О прошлом – выселении, спецкомендатурах, мы узнаём так же как новые поколения камбоджийцев о режиме Полпота. Память народа хранит имена своих героев и своих мучителей-палачей и их холуев – национал-предателей. Ничто не предано забвению.

Чтобы получить ответ на второй вопрос, необходимо ознакомиться хотя бы с некоторыми документами Движения, – такими как, например:

- «Заявление женщин, детей и всего крымскотатарского народа» (1967 г.),

- обращениями молодёжи, воинов, скрепленных десятками тысяч подписей каждое,

- «Всенародный протест судам и судилищам» (1969 г.) или

- с такими индивидуальными письмами, как письмо в ЦК Аметхана Султана,

- открытое письмо 1967 г. старейшей участницы Движения журналистки Халиде Ганиевой, как она сдавала госэкзамен в Алма-Ате под конвоем автоматчиков.

Но, по сути вопроса. Этот вопрос часто задают в Крыму нынешние пришельцы, недоумевающие: как это крымские татары, терзаемые садистским режимом гонений на них в Крыму, через огромные страдания и лишения упорно стремятся туда, ставят под удар многое. Объяснения духовного порядка они не понимают и не приемлют, как наверно понятия Родина, честь, история не понимают белые в Южной Африке, оккупанты на земле Палестины, как за индейцами Америки не могли признать таких ценностей линчеватели Старого Света. Мы тоже постараемся отойти от «возвышенных» аргументов, понимая, что нашими оппонентами движут вполне материальные соображения – от реализации содержимого благоприобретённых татарских домов (что очень образно изобразил П. Павленко в одной из своих завоевательских новелл), до дальних стратегических возжажданных приобретений. Сегодня крымскотатарский народ предпринимает очередной ожесточённый штурм Крыма. Но ведь были моменты в истории, отмеченные массовым исходом, бегством из благословенной колыбели! Нация гибнет, разделённая с национальной территорией – это известная истина. В чём же дело? Мы полагаем, что определяющим является закон сохранения жизни, присущий всему живому на земле от рождения. После завоевания царизмом Крыма, Кавказа и всех других колоний, установленный там режим «опустошающей цивилизации» (Хосе Марти) ставил народ перед лицом смерти так же, как это было в своё время при освоении Африки и Америки для тех народов. Этот режим смерти – режим геноцида оставлял только один шанс – массового бегства как от пожара, потопа, землетрясения. Даже бегство через Чёрное море на плотах, сулящее 60-70 % вероятность гибели, даже чёрная безысходность чужбины и то оставляли 30-40 % вероятности сохранения, продолжения жизни. В пору национальной катастрофы такого характера как чужеземная оккупация, трезвый, достоверный расчёт этих написанных только на небесах «процентов» вряд ли возможен, паническое бегство отнюдь не просчитывается по той академической арифметике, которой оперируют иные учёные академии шовинизма сегодня, журящие убыхов и шапсугов, черкесов и крымских татар за «религиозный фанатизм», поддавшись которому, якобы они «добровольно ушли в единоверную Турцию»! Опустынивание всех благоприобретённых царями земель, даже тех, откуда просто некуда было бежать, убыль на 90 и более процентов коренного населения – убедительный критерий этой «добровольности»? Сегодня изгнанный, четвертованный на сотни кусков крымскотатарский народ ясно осознаёт, что дальнейшее продолжение ссыльного режима означает 100 % вероятность неизбежной агонии и гибели национального существования. Этот убийственный статус распятия через деградацию, через уже почти свершившуюся потерю языка звучит сигналом страшной опасности даже тогда, даже в тех условиях, когда это не осознаётся логически и в понятиях науки. И подсознательно и тем более по ясному сознанию для народа очевидно, – только возвращение в Крым как народа, как единого организма, какова бы ни была цена. Возвращение предотвратит катастрофу, приведёт к возрождению, к той полнокровной подлинно человеческой жизни, которая воспроизводится в общественном организме в условиях достаточно хорошо известных и обеспеченных для цивилизованных наций, как и для наций, может быть и не знающих цивилизации, но, слава Богу, и не знавших цивилизаторов. Гарантией такого возвращения, которое, если будет, то может быть только организованным, государственным, является широкое всенародное Национальное движение. Следовательно, приход в него неизбежен, обусловлен самим ссыльным режимом геноцида, но этот приход требует ещё одного условия: веры в то, что Советская власть – действительно власть народа, основана на принципах октября и потому восстановление исторической справедливости – неизбежно. Тот факт, что Движение длится уже треть века и набирает новую силу, свидетельствует, что в народе вопреки всем жесточайшим испытаниям сталинщиной, рашидовщиной, брежневщиной, и их камарильей вера в Советскую власть не убита, доверие к партии ещё не утрачено. Вот почему мы и пришли в Движение. Конечно для такого глубокого исторического процесса, против которого работает мощный аппарат и который, с другой стороны, в момент успеха приведёт к существенным изменениям приоритетов, не быть присущим и такие нюансы как внедрение чуждых народу и его Движению элементов. Способностью очищаться от них, дезавуировать их характеризуется и мера серьёзности такого Движения.

 

8. Каково отношение членов Вашей семьи к движению?

 

– Кроме сказанного выше следует добавить,

во-первых, что данный документ подписан и членами наших семей.

Во-вторых, в серьёзных политических процессах поляризация сил не носит семейственно-родственного характера, ибо клановость всегда носит в себе опасности политической коррупции.

 

9. Каково отношение Вашего руководства на предприятии или учреждении к Вам, как участнику движения?

 

– Институт лжевластия, на котором держится полувековое ссыльное положение крымских татар, оказывает страшное разлагающее и развращающее воздействие на общество. Поэтому отношения долгое время строились аналогично отношению к «врагам народа» или к родственникам «врагов», вопреки тому, что нередко руководители учреждений понимали всю фальш и преступность политики в отношении крымскотатарского народа. В настоящее время политика гласности разоблачения подноготной сталинщины и, главное, явная перемена тактики репрессивного аппарата, а может быть, определённая переоценка ими ценностей, привела к существенному оздоровлению этих отношений. Однако, полное отсутствие демократических традиций, вытравленных сталинским террором, при первом же изменении курса, руководители предприятий, как это сейчас имеет место в Крыму, по всей структуре хозяйства станут ревностными, во всяком случае, послушными душителями законности, части и морали, исполнителями и соучастниками любых провокаций шовинизма.

 

10. Задерживались Вы правоохранительными органами как участник движения? Где и когда? Какие были последствия?

 

– Подавляющее число участников Национального движения крымских татар подвергалось в последние годы различным акциям беззаконий (вызовы в прокуратуру, милицию и другие органы) и притеснений за участие в митингах, за постановку вопроса путём обращений. Арестовывались представители, направляющиеся народом с документами в ЦК КПСС. Погромы на наших представителей в Москве, Симферополе, Ташкенте, Тамани, Белогорске и Ленинском районе в Крыму широко известны и не требует комментариев. Самое главное последствие – дальнейшая оттяжка решения вопроса, укрепление и расширение барьера между партией и народом и потеря партией кредита доверия в советском обществе вцелом.

 

11. За какие формы, средства и методы борьбы стоите Вы лично?

 

– Наказ народа, которым руководствуются представители, не ограничивает представителя в методах, которые ведут к восстановлению ленинизма и направлены на ликвидацию деформации и извращения политических, идеологических и правовых принципов социализма.

 

12. Когда, примерно, по-вашему, будет окончательно решена проблема крымских татар?

 

– Когда народ будет организованно возвращён, компактно заселён по всем местам исторического проживания силами оргкомитета по восстановлению Крымской АССР, её силами. Без решения национальной проблемы перестройка просто напросто захлебнётся. Поскольку национальный вопрос в СССР остаётся в прежнем извращённом состоянии. Мы полагаем, что решение в духе восстановления национально-государственного суверенитета всех народов насильственно его лишённых будет иметь место в эти годы. Народы более не желают вырождения культуры, языка, хозяйственную деморализацию и политическое опекунство принимать за новую историческую общность и интернационализм.

 

По части 2 анкеты МГУ.

 

Разбиение анкеты на две части – одна для «массы», а вторая – для тех, кого авторы идеи считают «достаточно компетентным человеком» очень симптоматично. Мы полагаем, что у учёных университета есть на примете и конфиденциальные респонденты, которые подсказывают, кого можно и нужно считать компетентным в НДКТ. Об этом свидетельствует и утверждение, что «НДКТ находится на трудном этапе своего развития», – якобы по причине «скудного и противоречивого освещения проблемы в прессе».

С этого и начнём. Поскольку ранее проблема никак не освещалась, кроме гробового заговора молчания и подлейших оповещений об очередном судилище, то наши дела сегодня не очень уж и плохи. Правильнее же сказать, что у НДКТ никогда не было и не будет лёгкого этапа вплоть до принятия Политическим Бюро ЦК КПСС решения вернуться в этом вопросе на ленинские позиции и восстановить национальное существование и равноправие крымских татар, безусловно, безоговорочно и без обмана. Пока такого благого намерения нет, положение будет оставаться сложным. Об этом со всей ясностью сделали выводы представители НДКТ Ферганской долины на своей встрече 28.01.1989 г. в Коканде, где присутствовало около ста человек.

Касаясь слухов об Анкете (ставшей достоянием позднее), представители отметили, что стремление собрать робот-портрет Движения представляется в известной мере провокацией, т.к.

элементарное честное суждение должно было подсказать учёному: собрать, прежде всего, сведения о той банде, которая разгромила в 40 годах жизнь десятков нерусских народов и полвека умудряется топтать советскую власть в национальном вопросе. Которая (банда) через механизмы лжевластия удерживает расщеплённое на высылке содержание народа и, одновременно – лихорадочными темпами заселяет Крым славянами, создав там сегрегационный паспортный режим. Сказать, что этот портрет ясен, что, мол, это бериевцы – значит рассчитывать на детский уровень зрелости советских людей –

ведь, скажем, академик Сахаров, или экономист Попов, ратующие за закрепление сущности преступления 40 годов – аннексию Крымской АССР, экстерриториальный статус нации крымских татар и «не знающие – законно ли Крымская АССР была провозглашена» – на роль канонических бериевцев не пригодны, напротив – представляют некую сторону «феномена перестройки».

Таково минимальное вступление ко второй части Анкеты.

 

1. Когда зародилось движение крымских татар?

 

– Строго говоря – Движение зародилось с первых минут зарождения антисоциалистического заговора против единства и монолитности народов СССР. Так что, точную дату трудно установить. Во всяком случае, ещё летом 1942 года во время собрания жителей партизанских деревень на Биюк-Озенбашской тропе через южную гряду Крымских гор, жители - крымские татары задавали партизанским пропагандистам вопрос – как оценивать утверждение немецких комендантов, что крымским татарам нечего ждать от Советской власти, так как Сталиным уже подписан приказ о поголовном выселении крымских татар, у которых, таким образом, остаётся один путь – бороться против победы Красной Армии, приход которой будет означать катастрофу для крымскотатарского народа. Коммунисты крымские татары разъясняли, что действительно – гитлеровская разведка спит и видит такие приказы, с тем, чтобы взломать изнутри монолитность СССР. Это не было следствием догматизма партизанских пропагандистов. Даже если бы они имели сведения о действительном злодейском заговоре, их оценка места народа в борьбе с фашизмом не изменилась бы. Кстати, и в другом политическом лагере на этот счёт позиция была реалистичной. Так Амет Озенбашлы, член Курултая, автор знаменитой обвиняющей царизм книги «Иджрет», или крымская трагедия при царской власти», накануне оккупации вернувшийся из колымских лагерей, не оправдал ставку на него оккупантов. На устроенном ими собрании в Симферополе, обращаясь к народу, он напомнил народную поговорку «Сель уходит, песок – остаётся». Пришельцы, как пришли, так и уйдут,пояснил он мысль и был удалён с трибуны. По свидетельствам жителей деревни Кизил-Таш, аналогичную позицию занял в беседах с односельчанами, приехавший из Турции, бывший военный министр Крыма Джафер Сейдамет – он советовал избегать любой формы сотрудничества с оккупантами, предупреждая, что народ ждут жестокие испытания после войны.

Мы ссылались на эти факты в той связи, что на сотрудничество с оккупантами, не считая отдельных деклассированных элементов и выродков, были принуждены, или брошены силой обстоятельств узкие слои населения (не составлявшие и 2,5 % нации) и потому кровавые преступления сталинщины вызвало немедленное глубокое возмущение, протест и сопротивление всего народа. Оно было сначала глухим и скрытым, потому что малейшее неповиновение и простой ропот беспощадно карались сталинскими опричниками – палачами-комендантами. Письма протеста шли в кремль уже из эшелонов.

Однако, как координированное в масштабах всего народа сопротивление началось сразу после провозглашения на XX съезде о несовместимости культа личности и его преступлений с линией партии.

 

2. Кто стоял у его истоков?

 

– У истоков НДКТ стояло военное поколение – партизаны, подпольщики, воины – коммунисты крымские татары и тогдашняя молодёжь. Правда, они не были «подстрекателями» и «смутьянами», «портфелистами» и «карьеристами» как сразу их окрестили партийно-карательные круги в УзССР (Постановление МК КПУз о «портфелистском уклоне»). Они выдвинулись и мужественно повели борьбу на волне всенародного энтузиазма и надежд, охвативших весной 1956 года крымских татар.

 

3. Где состоялось первое организационное заседание участников движения?

 

– Это у Вас на кафедрах заседают. У нас, в Движении не заседают, НДКТ – это не контора и не аппарат. Проблема обсуждалась в каждой чайхане, под каждой крышей, на улице и т.д. С первых шагов НДКТ зарождалось как широкая внутренняя всенародная инициатива. Тем не менее, имело место событие, которое можно считать консолидирующим фактом. В 1956 году ЦК КПУз вызвал в Ташкент со всех областей УзССР коммунистов (их ряды были вырублены на 80-90 % в годы спецрежима) – участников войны на совещание, в котором принимали участие I секретарь т. Мухитдинов и представитель ЦК КПСС т. Мельников. Признавая всеобщий принципиальный характер решения, они, тем не менее, объявили решение верхов не исполнять решений съезда в отношении крымскотатарского народа. Это и положило начало дальнейшему уже 33-летнему штурму крымскотатарским народом бастионов шовинизма.

 

4. Можете ли Вы назвать основные этапы Вашей борьбы?

 

– Смотря какими мерками и для каких целей осуществлять классификацию. С точки зрения НДКТ можно выделить этапы его созревания и решённых им задач. Другая серка этапов обусловлена карательными операциями и диверсиями против НДКТ, а так же этапами развития внутриполитической ситуации в государстве и партии. Можно, конечно, выделить основные моменты.

1956-1964 годы. Период осмысления Движением всех этапов истории народа, анализ крупнейшей авантюры шовинизма, выработка требований, принципов и методов Движения, зарождение того костяка, который определит лицо Движения на весь последующий период. Обращения того периода направлялись в считанное число адресов. В стране теплилась оттепель, но для крымскотатарского народа время уже тогда остановилось. Самые прилежные антисталинисты того периода (сейчас положение мало чем отличается) в национальном вопросе своей реакционностью могли бы поспорить со Сталиным. В этом остановившемся времени темпы движения не могли быть бурными. Но именно тогда закладывается глубокий демократизм Движения. Формирование ярких личностей из народных низов, начало возрождения в среде интеллигенции тех высоких императивов преданности народу, истине, высочайшей компетентности и культуры, которые были свойственны И. Гаспринскому и его плеяде, вырезанной к началу войны культом личности. Всех деятелей этой когорты отличало глубокое знание и генерирование национальной культуры. Одновременно это были люди, окончившие по 2-3 университета и сами образно выражаясь, бывшие университетами. Таким образом, впитавшие в себя высшие достижения мировой культуры, – европейской, русской и культуры Востока, впитав в себя дух Сорбонны, Гёттингена, Аль-Азхара, гуманистические идеи Толстого и Гоголя, связанные с силами возрождения Поволжья, Кавказа и Туркестана, Индии и Китая, Персии и Египта,

они поднимали свой народ до этих высот, отнюдь не копированием и поиском народу поводырей и опекунов с импортными наклейками. Выражая девиз этой когорты, великий поэт и революционер Челебиджан писал: «Ант эткенмен, сёз бергенмен: миллет ичун ольмеге…» («Слово дал я, клятву дал я: умереть за народ…»). С этим девизом они и шли в политическую деятельность, пророчески предопределив свою гибель. И вместе с тем именно великому Просветителю Востока И. Гаспринскому принадлежат горькие слова, что у татар нет интеллигенции. Она появится потом, а пока И. Гаспринский саркастически замечает, что внешние атрибуты интеллигенции – пиджак – продаётся в магазине, а папиросы – в табачной лавке. Несомненно, – вырождающаяся интеллигенция идёт у нас от Шаин Гирея: сервилизм, разрыв с жизнью народа, презрительное третирование его как «быдла», поиски поводырей и покровителей, «умных людей» вне народа. В условиях жестокого ссыльного статуса и не могло не идти определённого «обрашидивания» так сказать «служилой части» интеллигенции. Именно подъём Национального движения остановил этот процесс, во всяком случае, притормозил его. Однако тот факт, что для крымского татарина, по сути, закрыты пути для получения высочайшего уровня высшего образования (элитные вузы в стране и за рубежом и т.д.) и дальнейшей работы, роста, – всё это определяет резкий предел уровню нашей интеллигенции.

Период 1957-1964 годов, характерен скрытой выработкой контрмер Движению и возвращению народа в Крым.

1964-1974 годы. Движение разворачивается во всю мощь:

- формирует Наказ народа,

- формируются инициативные группы и представительство в Москве,

- вырабатывает главные разоблачительные документы,

- определяет качественные и количественные итоги акций геноцида 1944 года –

- определяется численность нации из глубины веков до наших дней, процент и число погибших в спецпоселениях Узбекистана (46,2 % - 195471 чел.), участников борьбы с фашизмом с оружием в руках (140 тыс. чел.). Общая численность на 01.01. 1975 г. определена в 834 тысяч человек. Выявлен процент изменников, выявлены методы организации и исполнения геноцида, фальсификации истории, жестокого подавления и угнетения народа на высылке. Документы Движения идут в широкие массы, во всю структуру партийно-государственных и общественных органов Союза. Начиная с 1966 года, широкая волна митингов и демонстраций сотрясает ссыльный край – Узбекистан.

В ответ карательные органы разворачивают машину насилия и клеветы. Сотни представителей брошены за решётку в неслыханных по своему вероломству и фальши процессах. Однако репрессии только подливают масло в огонь. Движение ширится и ведёт мужественное разоблачение судилищ, спешно принимаемых драконовских законов против митингов и демонстраций. В этой ситуации карательные органы дальновидно меняют тактику: широкие судилища взломали комплекс страха у народа, они ведут к дискредитации карателей. На вооружение принимается испытанный метод провокаций, внедрение в движение агентуры, стремление взять Движение под опёку всякого типа доброжелателей, стащить его на такие идеологические позиции, которые бы позволили нанести ему решающий удар и разгром. Всё это отвлекая силы Движения, помогало сузить масштабы его воздействия на сознание партийно-советских органов сверху донизу. К этому же были направлены оказавшиеся безрезультатными попытки переориентировать Движение на Запад – этой авантюре народом, движением был дан решительный отпор. Её истоки можно по-разному интерпретировать, но основным, бесспорно, является нежелание руководства партии и государства признавать существования народа, слушать и слышать его чаяния и требования, отказ от тех клятв и обязательств, которые революция и Советская власть торжественно взяли на себя перед всем миром. Дело доходит до объявления крымскотатарского народа несуществовавшим никогда. В этом направлении работает историческая «наука», звездочёты от археологии, этнографии, права, литературы, пропаганда – сначала в Крыму (через курорт и туризм как зараза распространяемые в народных массах по Союзу и вне его), в Киеве и Ташкенте, затем всё оживлённее – академической наукой. Академические сборники под ред. Чугаева и других именно в 1972 году (59 лет СССР) впервые осторожно, «под сурдинку» заговорили об «особом» статусе Крымской АССР, о, якобы, двух стандартах Октября в отношении к разным народам.

Именно, на этом этапе, сначала через послушную ташкентскую профессуру, – через узбекскую «интеллигенцию» рашидовского чекана (Вахабовы, Ханазаровы и пр.) выдвинули идею поставить доктрину «культурно-национальной автономии» в ранг партийной доктрины. Была выдвинута идея «единой татарской нации» под тем углом зрения, что уничтожение крымскотатарского народа как части «общетатарской нации», а не всей «нации», не только не представляет собой преступления, но «является вполне допустимым и необходимым в условиях социализма». Во всяком случае, идеолог Рашидова, – Нишанов, выступая на республиканском активе (1966 г.), порекомендовал крымским татарам «катиться в свою Казань».

Наконец, рассматриваемый этап характеризуется попыткой народа прорываться в Крым. К 1978 году это удалось около 2,5 тысячам семей.

1975-1987 годы – период, характеризуемый глубоким застоем в стране и постепенным оживлением. В НДКТ – это период максимального суживания движения при неизменном качественном росте. Именно в период застоя его главным героям была дана оценка в документах НДКТ (Рашидову, Суслову и пр.) как ренегатов ленинской партии,

была разоблачена Мубарекская авантюра (попытка практической реализации программы «культурно-национальной автономии» в рамках ублюдочных «национальных сельсоветов» – своего рода легализованных под другой вывеской спецпоселений),

дан классический, политический, правовой и идеологический анализ Постановлению ГКО от 11.05 1944 г. Именно в период застоя крымские партийно-административные круги организовали погромные банды, осуществившие около 80 погромов – выселений крымских татар, около 700 административно-уголовных расправ, вооружившись секретным Постановлением Совмина СССР № 700 от 15.08. 1978 г., подписанного А. Косыгиным. Всенародным Запросом крымскотатарский народ потребовал опубликовать секретное Постановление и отменить его как антисоветское. Делегацией более 200 чел. представители из Крыма прибыли в Москву. Они были приняты в Москве, затем как это вошло в практику руководства, выброшены из столицы, этапированы на место отведённой народу ссылки – Узбекистан. В Крым была направлена комиссия ЦК – замазать преступления шовинистов и помочь им наладить более действенный режим травли и гонений. Оборона НДКТ напоминала в этот период оборону Сталинграда – за каждый окоп, за каждый дом.

Этот и предыдущий период характерен открытым вынесением шовинизмом национального вопроса крымских татар, борьба против крымскотатарского народа на международную арену (например, пресс-конференция РАТАУ по поводу захоронения в совхозе «Красный», инкриминируя их крымскотатарскому народу, обеляя фашизм, а заодно и бериевских подручных, хоронивших в «Красном» своих жертв). В этой связи НДКТ пришло к выводу и заявило о праве и долге народа дать бой шовинизму и на международной арене, ставить вопрос перед международными организациями и прогрессивным человечеством. В этом нет никакого смещения акцентов или смены приоритетов, но отражение позорного факта смены приоритетов партийной бюрократией и лжевластием в сторону от ленинизма и Октября.

1987-1989 годы. Перестройка в стране в разгаре. В Движение в обстановке гласности вливаются тысячи и тысячи новых людей. Идёт активное освоение наследия прошлых десятилетий Движения и ожесточённая борьба по всем линиям и всеми методами с наступающими силами шовинизма, поставившими цель легализовать, узаконить и канонизировать преступление сталинщины – ссыльный статус, расщепление по огромной территории крымскотатарского народа и славянизации территории Крыма.

Концепция «единой татарской нации», поставленная на обоснование оправдания выселения в 1967 году Ташкентом, Москвой ставится на обоснование оправданий сохранения главных итогов «эксперимента». Повод – нанести удар по тому или иному народу на том основании, что он «не составляет самостоятельной нации, а является только частью общей нации» проясняет настойчивое стремление отдельных мужей науки протащить теоретическую модель: «нация – это жители одного государства» и настаивать на приоритете концепции «новой исторической общности – советский народ». Под предлогом «общего интереса» легко может быть оправдана аннексия, разгром суверенитета любого народа. Поэтому естественно концепция «новой исторической общности» дополняется («Коммунист» № 1, 1989, д.и.н. Тишков В.) «идеей» упразднения национально-государственного принципа СССР и перехода к «союзу этносов» или претензиями («Коммунист» № 2, 1989, к.и.н. Чешко) Прибалтику рассматривает национальной территорией формирования славян. С Крымом это уже случилось. Через подложную модель «скифы-славяне» в 40 годах было объявлено: «скифские земли – славянам». Точно также это было сделано под рубрикой «дискуссии» и на волне депортации и планомерной колонизации. За 1967-1987 годы, когда в «тесном и засушливом Крыму» бесчинствовали штурмовые передвижные механизированные колонны погромщиков, одновременно в Крым было заселено более миллиона славян дополнительно к миллиону высокопородистых переселенцев заселённых в 1944-1967 годах. «Научные» доктрины «экстерриториальности», «культурно-национальной автономии», «союза этносов», «процентной теории равноправия», «подавляющего преобладания русских и украинцев», «разделённого суверенитета» и прочие, отработанные на крымскотатарском народе, представляют собой идеологическую диверсию, направленную против национального равноправия в СССР и соцлагеря в целом. Можно, оказалось, достаточно долго паразитировать на царском синдроме провоцирования ненависти к отдельным народам, издавна объявляемыми «историческими врагами» – на татарах, евреях, в России. Но когда это очевидно разворачивается в программу «Россия – для русских», когда требуется упразднить понятие коренной национальности и вернуться к безгосударственному статусу народов СССР, как это было при царе, – количество переходит в качество даже для самых наивных и безмятежных простаков, способных уже увидеть в крымском эксперименте своё ближайшее будущее. И хорошо, если это не провоцирует «превышение самообороны» в сторону национализма, ошибочного смешения в понятиях лжевласти с Советской властью, ленинизма с той контрреволюционной моделью истории и современности, которую выработала и лихорадочно пытается канонизировать в партийной программе и правовой структуре государства наша академическая наука, в том числе и университетская. Разоблачению этой линии в «науке» и занято, в частности, НДКТ на современном этапе. И последнее к этому этапу. Право на вышвыривание народов и расщепление их на высылке для целей русификации их национальной территории институт истории КПУз (доктрина проф. Вахабова и проф. Ханазарова в сфере языка) основывается тем, что «за этот же Крым пролито больше русской крови, чем самих крымских татар». Киевский журнал «Ранок» № 11, 1988, статьёй инструктора агитпропотдела Крымского обкома КПУ Татьяны Рябчиковой оправдывает закрепление итогов геноцида и аннексии тем, что русские проложили Северо-Крымский канал, напоили степи. Таким образом, наш общесоюзный бюджет очень, оказывается, просто может быть направлен на обоснование тягчайших преступлений против человечности и организацию их. Доктрину Вахабова НДКТ в 1969 году квалифицировало как «кровавый аннексионизм пропорционально пролитой крови». Аннексионизм «Ранка» – того же сорта. Примечательна и наглая мистификация, на которой построены такого рода концепции. По той же логике кое-кем может быть предъявлен счёт афганскому народу на его территорию. Однако кровавой пропорции Вахабовых на миллион афганцев, погибших в 9-летней войне и 5 миллионам бежавших в чужбину присущ как раз обратный порядок! Никакой кровью иноземных цивилизаторов, приходивших в Крым, просуммированной по истории захватов и оккупаций, не окупается кровь 8-10 миллионов крымскотатарского народа, вырезанного до нескольких сот тысяч и затем, после клятв революции вышвырнутого оттуда под предлогом, что «Крым и в период татарщины оставался исконно русской землёй» («Очерки по истории Крыма « АН СССР, 1951-1957 гг.). Безводный Крым продал Петру I тысячу верблюдов для персидского похода и, как свидетельствует историк В.К. Шнеур, в цветущем мусульманском Крыму, обустроенном колодцами и фонтанами, сберегающими каждую каплю воды, не было заметной убыли верблюжьего стада. Может ли и с этой точки зрения служить обоснованием разгрома истории прокладка Северо-Крымского канала, приведшая к засолению и заболачиванию огромных площадей Крыма, выведшая из хозяйственного оборота и экономического баланса, приведшая одновременно к заражению вод Азова и Чёрного моря, к дефициту водного баланса? Техническая и военная оснащённость «опустошающей цивилизации» льёт кровь и губит народы и их национальные колыбели в «пропорции» обратной той, которую мистифицирует национал-гегемонистическая историография.

 

5. Назовите основные течения в Вашем движении и на чём основано расхождение в их взглядах на решение проблемы?

 

– Перед крымскотатарским народом стоит только одна задача – восстановление национального существования. И потому в НДКТ только одно «течение». Круг вопросов, связанных с этим решением, очерчен Наказом народа. Мы его прилагаем. Единство задач движения подтверждено, в частности, документами Уч-Козьской встречи представителей НДКТ в Крыму 6-8.11. 1988 г.

Правда, под видом «течения» в Движение пытаются внедрить (представить как «оппозицию») коммивояжёров, ратующих за «культурно-национальную автономию». Естественно – к народу и НДКТ эта агентура апологетов ссыльного статуса не имеет никакого отношения. Как вообще отщепенцы, коллаборационисты и прочие национал-предатели не могут рассматриваться как представители народа (любого народа на земле). Изнанкой этой «линии» является попытка поставить Движение под контроль «умных людей в Москве» или в других столицах. Линия эта идёт как раз от той вырождающейся линии в среде интеллигенции. При этом неизбежно Движение из всенародной инициативы, от осмысливания действительности и сознательной борьбы превратилось бы в исполнителя инструкций примерно такого рода: «организовать землячества!», «выбросить паспорта!», «начать забастовку, оказавшуюся эффективной в Польше», «писать языком, понятным для Запада», «провести референдум» и т.п. освоение опыта других народов – непреложное условие прогресса цивилизации. Однако уподоблять Движение народа шествию слепых – это задача ссыльного режима, но не НДКТ, не народа. Решить эту задачу возможно только путём перерождения Движения от всенародной внутренней инициативы к некому подобию организации, что хорошо прослеживается на опыте национально-освободительных движений мира, на феноменах Чомбе, Музоревы, Маркузе (в данном случае – молодёжное движение) и пр.

Самым диверсионным действием обладают, однако, не репрессии, не всяческая агентура и провокации спецслужб, а полувековая глухота руководства и всей партии к трагедии народа, открытое сползание к антиленинской доктрине «культурно-национальной автономии», провозглашение приоритета «подавляющего преобладания русских и украинцев», императив Госкомиссии Громыко о том, что в гарантиях революции для крымскотатарского народа нет оснований. Это положение объективирует, огосударствливает главное положение империалистической пропаганды, что манифесты Октября – это-де пропагандистская вероломная ширма, Советская власть – это-де скрытая форма русского империализма, что КПСС не желает и не в состоянии порвать с царской стратегией «Крым – без крымскотатарского народа». Следовательно – ориентация на Советскую власть, на КПСС является обманом и изменой интересам народа и единственно правильная и реальная ориентация на – на Запад, во вне СССР. Никогда в НДКТ этой мистификации не господствовать, даже просто утвердиться – не было дано, – в виду ясного понимания, что при любом раскладе с запада не придёт мессия. Однако оттяжка решения вопроса разрушает основы Советской власти и ленинизма и это входит в прямую задачу продолжающегося особого эксперимента 1944 года.

На этот вопрос мы ответили в объёме, относящимся к внешним силам и необходимым для понимания извне запутанным проблемам решения вопроса – это внутреннее дело народа. Мы ещё раз бы порекомендовали университетской науке исследование лагеря врагов ленинизма и обслуживающей их науки.

 

6. Сколько крымских татар участвует в движении, на чём основаны Ваши данные?

 

– Ответ дать трудно, так как НДКТ – это не организация. На городских собраниях, митингах, скажем в Фергане собирается около 4 тысяч человек, В Новороссийске – 2 тысячи, в местах более компактного проживания до 7 тыс. (Баканка). Всесоюзная встреча представителей в Уч-Козе собрала 78 человек, хотя областные встречи работают по 40-50 человек. За 10 лет по обработке Информаций представителей из Москвы – в Москве работало более 10 тыс. представителей. В мае 1968 года Москву посетила делегация в 800 представителей, летом 1987 года – более тысячи, причём всё это – весьма приблизительные, заниженные цифры. Примерное представление о масштабах Движения может дать заявление бывшего прокурора г. Коканда Исакова, сделанное в три недели застоя: для представителей НДКТ приготовлено 5 тысяч камер в тюрьмах. Для миллионного народа это, конечно не мало, но это не исчерпывает Движения и не решает проблемы ликвидации национального существования крымскотатарского народа.

 

7. Сколько инициативных групп существует на сегодняшний день? Какие города, посёлки и регионы страны они представляют?

 

– Поскольку Национальное движение не организация, то определённой структуры инициативных групп и самой инициативной группы нет. В Движении представлены почти все регионы расселения народа, за исключением, пожалуй, оторванных как Урал, Саратов, Гурьев и Тула, или «медвежьих» уголков в Средней Азии. В одном городе может быть несколько групп, вместе составляющих инициативу города, иногда группа «затухает» иногда возникают группы давно «спавшие». Основные импульсы дают региональные и межрегиональные встречи (основной вид работы Движения) – всё зависит от сезонности и важности предпринятой инициативы, оценив которую к ней присоединяются, или отстраиваются другие регионы.

 

8. Имеется ли у Вас связь с другими общественными и неформальными организациями? Если да, то каковы Ваши отношения?

 

– НДКТ внимательно следит за всеми процессами в обществе, соответственно оценивая их сущность и откликаясь на все проблемы в той мере, в какой они относятся к национальному вопросу. Связь свою с партийными, общественными или иными организациями НДКТ, не являясь организацией, понимает как надлежащее исполнение задач, возложенных на него историей.

 

9. Ваше отношение к Государственной комиссии? Почему?

 

– Отношение крымскотатарского народа и его Национального движения к Госкомиссии Громыко как надгосударственному внепартийному и антипартийному противоконституционному органу достаточно ясно изложено в сотнях индивидуальных и коллективных документах, резолюциях митингов. Обнародование этой шовинистической инстанцией своего сообщения 09.06. 1988 г. дало основание Движению сделать вывод, что партия и народ переступят через прах комиссии Громыко, что и произошло вскоре. Цель создания комиссии была ясна уже потому, что в качестве костяка в неё были введены такие сталинозавры, которые долгие десятилетия успешно осуществляли задание не пущать крымских татар из Узбекистана и не впущать их в Крым. Деятельность «комиссии» – типичный образец административно-командного лжевластия, секретного правотворчества антисоциалистического характера. Поэтому она не может быть принята народом и его представителями.

 

10. Каковы основные цели движения? Есть ли дополнительные цели?

 

– Цели Движения изложены народом в его Наказе представителям. Никаких иных – «скрытых», «дополнительных», «побочных» целей, кроме организованного возвращения, компактного заселения, восстановления Крымской АССР и полного безусловного восстановления национального равноправия у народа нет.

 

* * *

 

Просим Центральный Комитет КПСС рассмотреть настоящее Заявление, довести его до сведения всех делегатов предстоящего Пленума по национальному вопросу и уже до Пленума принять решение о восстановлении ленинизма и революционной законности, опираясь на полномочия, вручённые партией, народами, историей.

 

сентябрь 1989 г.

Comments:

Яндекс.Метрика