Обращение к Русской православной церкви

Патриарху всея Руси                                                            Пимену

Членам Синода русской православной церкви митрополитам:

Киевскому и Галицкому                                                    Филарету

Ленинградскому и Новгородскому                                    Алексию

Крутицкому и Коломенскому                                          Ювеналию

Ростовскому и Новочеркасскому                                    Владимиру

Копия:  Председателю по делам религий

Совета Министров СССР                                        т. Харчеву К.М.

Помощнику генерального секретаря                      т. Фролову И.Т.

Директору института военной истории

Министерства обороны СССР                          т. Волкогонову Д.А.

Союзу журналистов.   Органам печати.

 

 

УВАЖАЕМЫЕ  ПАСТЫРИ!

 

Ваша церковь празднует своё тысячелетие. Мы приветствуем, поздравляем Вас с этим событием и присоединяемся к пожеланию, «чтобы оно прошло под знаком сплочения верующих нашей страны, всех трудящихся ради общего великого дела перестройки, обновления социализма, полного раскрытия его гуманистического нравственного потенциала».

Однако одними молитвами перестройку не осуществить, хотя мы признаём,

что искренняя молитва, честная проповедь с амвона, отвергающие расистскую казуистику и притязания, призывающая к миру и его основе – равенству всех народов и рас, равных от природы (от Бога, как говорите Вы), к состраданию неправедно поруганным и обездоленным, к невозжеланию земли, дома, достояния и свободы ближнего, с заповедью «не убий» – такая искренняя горячая молитва и проповедь не могут не будить отклик в сердцах людей, смягчает их, просветляет души, «укрепляет справедливость в обществе»

Уважаемые пастыри! В своей деятельности Вы призваны ограничиваться строго кругом забот своей церкви. Именно в таких рамках следует осмыслить и воспринять наше к вам обращение, строгая логичность и обоснованность которого вам станет ясной из нижеследующего:

Каждый народ сформировался в своей национальной колыбели. Он теряет силы и гибнет без неё как Антей. Такой колыбелью для крымскотатарского народа является Крым, в то время как для славянских народов СССР – это Киевская и Московская Русь, белорусское Полесье. 44 года назад крымскотатарский народ был повязан и выслан под конвоем на далёкую чужбину, рассеян по огромной территории высылки. Спецпоселения, куда он был помещён, не были ни прерогативой земной – советской власти, ни божественным установлением – это был особый режим лжевластия, самовластия. За 1,5 года в бесчеловечных, поистине сатанинских условиях комендантского надзора он погубил 46,2 % нации – 195471 человек – ни в чём не повинных женщин, детей, стариков и старух, воинов, партизан и подпольщиков, недавно рука об руку с русскими и другими народами страны – верующими других религий и неверующими, сокрушавших фашизм.

История не знает подобных примеров национальной катастрофы, детально разработанного и пунктуально проведённого преступления против человечества как этот удар против крымскотатарского народа и ряда других народов Крыма, Кавказа и Поволжья. Ни нашествия гуннов и орд Чингисхана, от которых ещё можно было спастись бегством в чужие пределы, откупиться или пересидеть в скитах, ни смертоносный поток гуннов XX-века,

по масштабам трагедии, по замыслу, темпам и основательности разлома всего миропорядка и разграбления всего достояния нации, самых непреложных условий её существования по уникальности перекрытия всех путей к возрождению растоптанного народа не могут сравниться с этим демоническим актом.

За 44 года, пока лютыми неправдами наш народ удерживался на высылке, то есть вытравлялся физически и духовно как нация в условиях резкого ускорения принудительной ассимиляции – национальная колыбель наша лихорадочно заселялась переселенцами славянами иногда по 100 и более тысяч в год. С 300 тысяч в 1944 году в Крым волей, а больше неволей впрыснуто 2,5 млн. человек. Объявлен и реализуется план спешно вселить ещё 0,5 млн. славян. Эта лихорадочная расовая гонка является одним из самых уродливых реликтов человеконенавистнической, провозглашённой некогда московскими царями и петербургскими императорами идеи заселить Крым  «иною, более лучшей породой».

С Вашей церковной точки зрения это означает, во-первых, поголовное изгнание мусульманского населения и, во-вторых, «чудодейственное» заселение христианами, каков бы ни был процент верующих того и другого вероисповедания. Одновременно – тотальное снесение с лица земли кладбищ, молелен, храмов, «святых мест» (мезаров), заглушение молитв иноверческого для Вас толка.

Но вместе с тем это неизбежно приводит к религиозному морально этическому и общечеловеческому парадоксу:

соответствует ли христианскому вероучению, интересам его укрепления на земле, наконец, помыслам самих христиан – прихожан, чистоте их душ такие методы устранения иноверцев, такие методы утверждения православия, такие каннибальские догмы и проповеди, которые разносятся с 1944 года с древней земли Тавриды и из мест в оправдание 1944 года?

Мы не знаем, причастна ли православная церковь, Синод и патриархи к замыслу выселения нехристианских народов, к спецпоселениям, к перестройке административной Карты в честь 300-летия Переяславкой Рады, к идее навечного удержания рассеянным на высылке ограбленного, оклеветанного перед людьми и богом миролюбивого и веротерпимого народа крымских татар. Это погребено в церковных архивах. Во всяком случае, ничего не известно о посланиях и проповедях отцов церкви в духе если не осуждения, то хотя бы неодобрения этого.

Однако есть все основания задаться таким вопросом, – в какой мере православное духовенство причастно к истребительным выселениям и содержанию на высылке мусульманских народов, если бросить перспективный взгляд на историю.

Как известно, первохристианские храмы на территории СССР появились в Крыму много ранее, чем на Руси. Однако видимо, языческие вероисповедания в этом, подверженном постоянным нашествиям тюркоязычных народов и издревле тюркоэтничном крае (тавры) явно превалировали над монотеистской религией вплоть до того момента,

когда языческий мир на огромном пространстве от, пожалуй, Алтая до Карпат подчинился новой монотеистической религии – исламу, видимо более тонко учитывавшей хозяйственно-бытовые, культурные и исторические особенности и традиции народов этой территории. По крайней мере история не оставила никаких свидетельств о сколько-нибудь серьёзной конфронтации в Крыму раннего христианства и мусульманства. Более того, на территории Крыма в течение всех последующих веков беспрепятственно существовали православные, армяно-григорианские, иудейские храмы и молельни, а их общины, гонимые в остальных частях света, нашли в Крыму покой и покровительство власти и народа.

Мы не считаем правильным ставить в укор тем далёким и жёстким эпохам работорговли и войн,

ибо тогда нам придётся бросить этот упрёк в первую очередь крупнейшим христианским государствам, где экономика действительно была основана на рабстве – Риму, Византии и не избежавшей этого Руси Ярославичей, а также крепостному праву России, являвшемуся постыдной формой рабства для всех народов России в эпоху цивилизации.

Нам придётся эпоху войн и кликушества, а по фактическим итогам и объективному содержанию этих войн, в результате которых целые мусульманские народы Кавказа, Крыма и Сибири были вырублены и выкорчеваны до основания, либо до худосочных островков доблестным «христианским мечём». Чтобы не казаться голословными, сошлёмся, хотя бы на христианизацию Сибири в описании почтенного Мирониева, верующего миссионера России.

Взгляд на историю цивилизации нельзя признать трезвым, если из него выпадает как оценка исторического «баланса», так и главных объективных устремлений сторон, если не отрешиться от удовлетворения сегодняшних симпатий и приоритетов при освещении прошлого.

Хотя первые экспедиции славян в сторону Крыма датируются VIII-веком от рождения Христа (поход дружины Бравлина), а ответные нашествия крымцев ещё не отмечены историей, бесспорно: и в русских лесах и крымских аулах той эпохи имели общее представление друг о друге. Богатство дол и лесов, рек и озёр предков крымских татар и предков славян России, их народонаселение, их экономический уклад ещё не нуждался в войнах «большого каботажа». Но под какими бы именами не выступали те и другие автохтоны – тавры и стархи с одной, поляне и дряговичи – с другой, – и те и другие этнические общности пока обходились и без исторических изысканий для предъявления поводов на агрессию и аннексию территории своих соседей; состояние экономики и торговли вполне удовлетворялась караванной системой и не требовало «прорубания окон», выхода на океанские просторы.

Коренное изменение этого политического климата связанно с возникновением кочевого хозяйства, приведшего к ожесточённому соперничеству в межрегиональных масштабах, перемещением значительных людских масс. Хозяйственно-экономическая, социальная природа этого явления, бесспорно и столь же порочной явилась бы попытка придавать этой эпохе колорит расово-политического, этнического и религиозного противостояния, как это делают кликуши, отстаивающие идею 1944 года в межнациональных отношениях.

Последующий этап взаимоотношений Руси и Крыма длился с момента, когда монгольский меч вырубил на своём пути многие народы – такие как булгары и половцы и утвердился на огромных территориях, когда от Руси до Крыма на княжение садились приёмные или прямые дети и потомки Батыя. Длился вплоть до разгрома Крымом Большой Орды по союзническому с Москвой договору и, на западе, до Грюнвальдской битвы народов, начавшейся атакой крымской конницы, когда были разгромлены смертельные враги Руси на Западе и на Востоке, было внесено кардинальное изменение в расстановку сил в регионе. Беспристрастный анализ, анализ без расистских шор, говорит, что есть этап совместной союзнической борьбы Руси и Крыма в смертельной, прежде всего для Руси обстановке. Итогом этапа было: Руси свободно развиваться на политической карте истории.

Третий этап – вплоть до конца Освободительной войны украинского народа 1648 – 1654 годов…, так же имевшим итогом новую расстановку сил. При всей сумбурности и напряжении войн, которые вела Россия на Западе, Востоке и Юге – вопрос о её существовании уже не шёл. Он был решён на предыдущем этапе. В этот период шла подготовка для предпосылок для решающих бросков России на Восток, в Сибирь, к Тихому океану, на Западе – за прибалтийскими землями и к Балтике, на Юг – к Чёрному пока морю. Этого требовал торговый капитал, этого требовал новый экономический уклад России. Тем временем Крым объективно не ставил, да и не мог ставить целью своей политики выход к Северным морям, даже захвата стратегических путей Волго-Балта. К этому не было никаких объективных предпосылок. Зажатый между двумя вздымающимися хребтами волн – Оттоманской и Российской империями, он всем ходом событий мог ставить, ставил и решал только одну задачу. Военными, политическими и дипломатическими ударами и комбинациями разрушать, разрубать, парализовать военно-стратегические экономические предприятия с Севера, расстраивать в зародыше подготовленные с этой целью экспедиции, выводить из строя людской потенциал.

Для этого периода характерны регулярные широкомасштабные и локальные, стратегические и тактические удары с юга на север и с севера на юг, взаимные разрушения крепостей, селений, сожжение нив и степи, захват пленных, угон десятков и сотен тысяч голов скота, захват фуража…

Трагические, мучительные конвульсии человеческой цивилизации, не нашедшей иных способов для решения своих противоречий, чем война, смерть и разрушения. Бесспорен, однако, исторический итог, убедительный баланс этого этапа –

неуклонное продвижение «засечной полосы» на юг, от Тулы к горлу Крыма,

ликвидация значительной массы его людского потенциала, стеснение кочевых угодий ногаев,

разгром дружественных, союзнических Крыму центров и подключение их к борьбе с Крымом,

значительное экономическое усиление России, чей общественно-экономический уклад оказался более мобильным, более приспособленным к экспансии, более передовым, что явилось бесспорным фактом и, в конечном итоге, движущей силой исторического процесса.

При оценке участия Крыма в Освободительной войне украинского народа против Речи Посполитой следует только отрешиться от расовых и религиозных и прочих предубеждений и одиозных стереотипов. Оно естественно несёт на себе отпечаток, в той же мере присущий позиции Украины, России, речи Посполитой и Швеции, связанный с трудной предсказуемостью любого выбора, любой комбинации военно-политических сил и непредвиденного развития событий при таких изменениях. Немаловажным фактором в политических расчётах Крыма играло то соображение, что национальное самоопределение украинского народа подрывало не только политическое господство и экспансионистские возможности польской шляхты в южном и восточном направлениях, но и создавало бы известный противовес колониальным амбициям и экспансионистским устремлениям на юг царского самодержавия. Реальный итог, однако, не оправдал этого расчёта. Реальным итогом союза Крыма с Украиной в Освободительной войне украинского народа 1648 – 1654 гг. явилось не только национальное самоопределение украинского народа, но и вхождение Украины в состав России, усиление экспансионистских устремлений и резкое усиление сил прорыва к Чёрному морю, предрешившее судьбу самого Крыма и его коренного населения.

Четвёртый этап истории взаимоотношений Крыма и России вплоть до Кучук-Кайнарджи (1774) – простая реализация завоеваний предыдущего этапа. Военная, экономическая мощь Крыма была смята, при политическом благословении и поощрения Европы, предвкушавшей грядущее расчленение, разграбление и колонизацию огромных территорий Османской империи. За это Европа «расплачивалась» Крымом со своим соучастником и исполнителем – царизмом.

Пятый этап – до 1783 года и далее, вплоть до 1917 года – отбросил мишуру деклараций о равенстве «благоприобретённого» народа и «природными» жителями империи, выставил лозунг «избавления Крыма от этого вредного населения». В этот период, ранее 7–8 миллионный народ, с перспективой к концу XIX-века достичь численности 19 миллионов человек был беспощадно истреблён, разогнан и задушен царизмом. Октябрьская революция спасла и повела его к возвращению. Пятый этап истории был возрождён в 1944 году и продолжается по настоящий день. Сегодня, в результате героической борьбы народа на повестку дня поставлен вопрос возрождения ленинского революционного этапа путём организованного возвращения крымскотатарского народа в Крым, компактного расселения по всем местам исторического проживания, восстановление Советской власти в национальном вопросе – Крымской АССР.

Ретроспективный взгляд в историю необходим для того, чтобы отрешиться от бесчеловечного и отнюдь не христианского одобрения политики недопущения крымскотатарского народа назад в Крым, которое ищет опоры в шовинистических сказках, баснях и мифах и прочих спекуляциях на темы истории взаимоотношений Крыма, Руси, Украины. Перед Патриархом и Синодом не может не стоять вопрос – привлекают ли в эпоху цивилизации такие методы продвижения креста симпатии народов к православию, укрепляют ли они в вере, очищают ли они человека нравственно и духовно.

Вопрос об отношении Патриарха и Синода к проблеме Крыма и крымских татар, ни в каком аспекте не является праздным или казуистическим. В 1786 году по указу Екатерины II – Суворов выселил из Крыма более 30 тысяч христиан (греков и армян).

Святые отцы! С этого момента скорбные обозы с живым товаром, эшелоны аннексии и геноцида, тянущиеся через Перекоп то в одну то в другую стороны, стали подлинным проклятием, бичом народов Крыма,

который самой судьбой, самим Богом, как сказали бы Вы, казалось бы, предназначен для жизни вместе в дружбе и согласии и чья дружба и согласие являются залогом «целостности нашего Отечества и его защиты от иноземных посягательств».

Когда совершалась эта преступная военно-политическая авантюра выселения христиан, как свидетельствуют христианские историки (Кондараки, Хартахай) татары страшно негодовали. Выселение дружественного, сроднившегося Греко-армянского населения не предвещало ничего доброго.

Между тем, накануне выселения христиан в церквях Петербурга, Москвы, Киева, Константинополя и в Крыму был синхронно отслужен молебен «за выход из Крыма, во имя спасения христиан из мусульманской неволи». Затея разделить и противопоставить в Крыму два народа в самодержавной элите и, увы! освещена идеей и авторитетом православной церкви!

Выселение христиан, веками живших и сроднившихся с крымскими татарами и потому не устраивавших царизм, было репетицией и зловещим предзнаменованием последовавших вскоре изгнаний нации крымских татар из Крыма путём жесточайшей политики физического и духовного террора, грабежа и провокаций,

таких, как европейски-знаменитое «дело об игумене Парфении» – повешении безвинных пяти крымских юношей из деревни Таракташ за не существовавшее убийство игумена, бежавшего с церковной казной за рубеж.

Уважаемые пастыри, святые отцы! Мы напоминаем эти страницы истории отнюдь не для освежения старых неприязней и распрей. Напротив, мы подчёркиваем,

что идея, – не допускать возвращения крымскотатарского народа в Крым, и вокруг которой сейчас консолидируются антиперестроечные черносотенные силы, ищущие поводы, – культивирует межнациональную рознь в нашем Отечестве.

Противоречащее истине и истории, это стремление, как нам кажется, противоречит духу и подлинным интересам христианского учения, сознательно направлено на подрыв нашего Отечества, без которого не только православие и мусульманство не будет иметь здесь среды обитания, но её не смогут иметь и те народы, среди которых церковь находит себе паству. Любая религия может прививать свои догматы только там, где есть жизнь. Обе религии признают пророков и святых других религий. Патриарх и Синод, если они руководствуются только христианскими помыслами, и не вовлечены в политические комбинации сатанинских заговоров против народов (мы употребляем это слово в его литературном значении),

в официальной ипостаси не должны выносить решений в пользу каннибальской идеи 1944 года, даже если отдельные иерархи в тайне тихо радуются торжеству этой идеи.

Уважаемые отцы православной церкви! Заканчивая своё послание, мы призываем Вас:

1. Обратиться к своей пастве с молитвой, увещеванием и умиротворением, проливающими свет истины на бедственное положение крымскотатарского народа, злостно оклеветанного перед Богом и людьми, с разъяснением необходимости и богоугодности возвращения его в родные пенаты.

В ответ на нехристианские человеконенавистнические проповеди вражды и нетерпимости, насаждаемые в Крыму и вне его всякого рода мирскими фанатиками, корыстолюбцами и интриганами – обратиться к крымским христианам со словами мира и дружбы к приветливому, трудолюбивому, долготерпеливому, свободолюбивому крымскотатарскому народу.

В ответ на злонамеренную агитацию к массовому переселению в Крым из России, Украины и Белоруссии, обратиться к пастве этих территорий:

по доброй воле, без понуждения и насилия не участвовать в зловещей афёре искусственного переполнения Крыма во имя старорежимной идеи – идеи экспансии – «Крым – без крымскотатарского народа».

2. Обратиться к мусульманской церкви со словом умиротворения и согласия пребывать в дружеском сотрудничестве в едином Крыму.

3. Обратиться к светским властям, руководству государства и партии с изъявлением дружелюбной позиции православной церкви к перспективе организованного возвращения нации крымских татар во все места исторического проживания в границах Крымской АССР, полного и безусловного восстановления её национального равноправия.

В заключение просим воспринять это послание от нас – верующих, неверующих, даже атеистов со смирением и доверием, ибо мы заботимся о судьбе нашего многострадального и долготерпеливого народа, о спокойствии, мире, и дружбе его со всеми поселенцами Крыма русскими и украинцами. Ибо сказано в священной книге мусульман – Коране, в котором признан великим также и пророк Иисус Христос:

«один день, проведённый на службе народного интереса, более угоден Богу, чем сорок дней поста и сорок дней молитв»

 

май  1988 г.

Comments:

Яндекс.Метрика