Информация КГБ про реагирование крымских татар на мероприятия по оргнабору в Крым

Інформаційне повідомлення голови КДБ при РМ УРСР В. Нікітченка ЦК КПУ про реагування

кримських татар на заходи уряду Узбецької РСР з організації набору робочої сили до Кримської області

м. Київ 17 квітня 1968 р.

Секретно

Екз[емпляр] № 1

В Комитете госбезопасности при СМ УССР поступают данные о том, что проводящиеся в Узбекистане мероприятия по оргнабору рабочей силы в Крымскую область из числа лиц татарской национальности рядовой массой крымских татар встречено с большим воодушевлением и одобрением. Один из руководителей крымскотатарского ансамбля песни и танца в частной беседе сказал:

"Народ одобряет эти мероприятия и даже не верит в такое счастье. Многие не верят, что повезут именно в Крым и поэтому собираются провожать отъезжающих, чтобы лично убедиться в этом".

Некоторая часть крымскотатарского населения высказывает боязнь, что мероприятия по оргнабору носят единовременный характер и впредь повторяться не будут.

Зафиксировано до 15 случаев отказа глав семей, которым предлагалось выехать в Крым по оргнабору.

В частных беседах эти лица заявили, что не желают продавать дома и уезжать из мест, где уже обжились.

В это же время со стороны главарей "автономистов" и "инициативных групп" принимаются меры по компрометации идеи оргнабора. Ими 6 апреля сего года в Ферганской области Узбекской ССР

проведено нелегальное республиканское совещание активистов"инициативных групп" крымскотатарских автономистов. В немприняло участие до 45 человек.

На совещании заслушаны отчеты представителей областей о готовности к массовому заезду татар в Крым, а также предложения о времени выезда.

Некоторые представители "инициативных групп" заявили, что намечаемые ими татарские семьи к выезду еще не готовы. Поэтому совещание приняло решение массовый заезд в Крымскую область

начать с 5 мая сего года.

Главари "автономистов" инструктировали участников совещания, чтобы следующие в Крым татарские семьи делали остановку в Москве с тем, чтобы продемонстрировать перед ЦК КПСС свою решимость возвращаться на родину.

Выступавшие на совещании представители "инициативных групп" говорили, что оргнабор дал им возможность "убедить народ в том, что в Крыму есть жилье и работа, поэтому нужно посылать лю-

дей в Крым как можно больше, а когда приедут большие группы, то их все равно пропишут".

На совещании была зачитана стенограмма выступления проживающего в гор. Москве Григоренка, выступившего якобы от имени писателя Костерина на банкете, организованном крымскими

татарами в одном из ресторанов гор. Москвы (Копия документа прилагается).

15 апреля сего года в Ташкентской области по инициативе "автономистов" состоялось совещание женщин крымско-татарской национальности. В нем приняло участие около 150 чел. На совещании принято решение день выселения из Крыма крымских татар - 24 мая - объявить днем траура.

Приложение: по тексту на "7" листах.

ДА СБУ. - Ф. 16. - Оп. 1 (1971). - Пор. 5. - Арк. 121. Оригінал.

Додаток

Запис промови правозахисника П. Григоренка, на банкеті з нагоди 72-річчя письменника О. Костеріна

м. Москва 17 березня 1968 р.

Дорогие товарищи!

Мой самый близкий друг Алексей Евграфович Костерин, который, как вы знаете, лежит сейчас в больнице с тяжелым инфарктом, поручил это своей жене - Вере Ивановне. Это для меня большая

честь. Особенно тронут я тем, что он доверил мне высказать наше общее, т.е. его и мое мнение по вопросу борьбы крымскотатарского народа за свою национальную автономию.

Алексей Евграфович, который родился и вырос на многонациональном Северном Кавказе, с детства видел жестокое национальное угнетение малых народов, разжигаемую угнетателями национальную рознь и вражду, отвратительный высокодержавный шовинизм. Жестоко страдал от того, что его нация выступает в роли угнетателя "инородцев". Он, как русский патриот, решил посвятить всю свою жизнь борьбе за национальное равноправие, за дружбу народов. Этому своему юношескому решению он не изменил ни разу за всю суровую, нелегкую жизнь. Три года царской тюрьмы не только не сломили его революционную волю, но еще больше закалили ее. Будучи освобожден Февральской революцией, он с головой уходит в работу по организации и просвещению народов Северного Кавказа. Он не оставил эти народы даже тогда, когда край был захвачен белыми.

Он организует партизанское движение в горах и участвует в нем, вплоть до полного изгнания "белых" с Кавказа.

После гражданской войны вопросы гражданского равноправия остаются главными и в его партийной, советской работе, и в его литературном творчестве. Только один раз не было слышно протестующего голоса писателя Алексея Костерина. Это случилось в то время, когда происходило зверское изгнание с родных земель немцев Поволжья, калмыков, малых народов Северного Кавказа и вашего народа -

крымских татар. Произошло это потому, что не имелось никакой возможности высказаться. Он сам в это время находился за колючей проволокой - в сталинско-бериевские времена в лагерях истребления.

Однако 17 лет лагерного режима не сломили его. Оказавшись на свободе, он сразу же смело и решительно поднимает свой голос в защиту "малых, забытых". О нынешней его борьбе говорить не

буду. Вы знаете о ней не хуже меня. Его горячее сердце большевика-ленинца целиком отдано борьбе за восстановление ленинской национальной политики. К сожалению, нагрузка оказалась больше, чем могло выдержать его сердце. Но верим, что это временно и недалек тот день, когда его голос зазвучит в полную силу (бурные, долго не смолкающие аплодисменты, возгласы: "Много лет жизни

и здоровья нашему лучшему другу").

Чем же закончить? Что же сказать такого, что дало бы обобщающий его портрет? Это нелегко, но я все же попробую. Это - большевик-ленинец, революционер в самом высоком значении этого

слова. Это подлинный гуманист, отдавший все силы своей большой души делу защиты малых наций и народностей, делу борьбы за национальное равноправие, за дружбу всех народов.

Это замечательный и своеобразный писатель, продолжающий лучшие гуманистические традиции русского литератора. К сожалению, жизнь не дала возможности развернуться в полную силу та-

ланту этого писателя, его и сейчас почти не публикуют, а это, как вы сами понимаете, не может не отражаться на творческой активности писателя.

А это еще и замечательный отец, человек, примером своей жизни, воспитавший такую дочь, как Нина Костерина. Вы знаете наверно, что дневник Нины, изданный многомиллионным тиражом

на всех языках мира, наряду с дневником Анны Франк, служит делу борьбы против фашизма во всех его проявлениях, делу дружбы между народами, развитию гуманистических идей и традиций. Та-

ков Алексей Костерин, человек, чье 72-летие мы отмечаем сегодня.

Теперь позвольте мне коротко высказать наши с Костериным взгляды по актуальным проблемам нашего движения*.

Скоро исполнится четверть века с тех пор, как ваш народ был выброшен из собственных жилищ, изгнан с земли своих предков и загнан в резервации, в такие условия загнаный, но выносливый и

трудолюбивый народ, преодолев все, выжил назло своим недругам.

Потеряв 46% своего состава, он начал постепенно набирать силы и выступать в борьбе за свои национальные и человеческие права.

Эта борьба привела к некоторым успехам: снят режим ссыльно-переселенцев и произведена политическая реабилитация народа. 

(* За текстом виступу видно, що П.Григоренко виступав від власного імені.)

Правда, последнее сделано с оговорками, значительно обесценивающими этот акт и, главное, кулуарно. Широкие массы народа, которые в свое время были широко информированы о том, что крымские татары продали Крым, так и не узнали, что эта продажа - вымысел чистейшей воды. Но хуже всего то, что указом о политической реабилитации узаконена ликвидация крымскотатарской нации. Теперь нет, оказывается, крымских татар, а есть татары, ранее проживавшие в Крыму.

Один этот факт может служить убедительным фактом, доказательством того, что наша борьба не только не достигла своей цели, но в известном смысле привела к движению назад. Репрессиям вы

подвергались как крымские татары, а после реабилитации оказалось, что такой нации на свете нет - нация исчезла. А вот дискриминация осталась. Преступлений, за которые вас изгнали из Крыма, вы не совершали, а возвратиться в Крым вам нельзя.

На каком основании ваш народ ставят в столь неравноправное положение? Статья 123 Конституции СССР гласит: "Какое бы то ни было, прямое или косвенное ограничение прав граждан в зависимости от их расовой и национальной принадлежности… карается законом". Таким образом, закон на вашей стороне (бурные аплодисменты). Но, несмотря на это, права ваши попираются. Почему

нам думается, что главная причина этого заключается в том, что вы недооцениваете своего врага. Вы думаете, Вам приходится общаться только с честными людьми, а это не так. То, что сделано с вашим

народом, делал не один Сталин. И его соучастники не только живы, но и занимают ответственные посты. Они боятся, что если вам возвратят незаконно отнятое, то им придется со временем отвечать за свое участие в произволе (бурные аплодисменты).

Поэтому они принимают все меры, чтобы не допустить успеха в борьбе. Ведь если сохранить все, как есть, то вроде бы в прошлом и не было никакого беззакония. А вы избрали тактику, которая помогает им добиться этого. Вы обращаетесь к руководству партии и правительства со смиренными письмами и просьбами, которые идут через руки тех, кто настроен против вашего национального равноправия. А так как просят лишь о том, на что безусловно права не имеется, то ваш вопрос преподносится тем, кто его решает, как вопрос сомнительный, спорный.

Ваше дело обласкивается не имеющими к нему отношения суждениями. Например, "в Крыму нет свободных мест для поселения татар", "Если татары уедут из Средней Азии, некому будет работать", "крымскотатарский народ обжился на новом месте". К тому же он не представляет из себя самостоятельной нации, поэтому, кому из них хочется жить в татарской республике, пусть едут в Татарскую АССР, на переселение надо много денег" и т.д.

Все перечисленные, как и множество других мотивов, выдвигаемых врагами вашего национального возрождения, яйца выеденного не стоят. Но так как вы просите, а против вашей просьбы выдвигаются всякие возражения, то дело не двигается или двигается в обратном направлении. Чтобы покончить с этим ненормальным положением, вам надо твердо усвоить то, что положено по праву не просить, а требовать (бурные аплодисменты, возгласы: правильно, верно, ура).

Начинайте требовать и требуйте не части, не кусочков, а всего, что у вас было незаконно отнято - восстановление Крымской Автономной Социалистической Республики (бурные аплодисменты, возгласы: "Да здравствует Крымская АССР. Ура").

Свои требования не ограничивайте писанием петиций. Подкрепляйте их всеми теми средствами, которые вам предоставляет Конституция - использованием свободы слова и печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций.

Для вас издается газета в Ташкенте, но делающие эту газету люди не поддерживают ваше движение. Отберите у них газету, изберите свою редакцию. А если вам помешают сделать это - бойкотируйте эту газету и создайте другую, свою. Движение не может нормально развиваться без собственной печати. В своей борьбе не замыкайтесь в узконациональную скорлупу. Устанавливайте контакты со

всеми прогрессивными людьми других наций Советского Союза, прежде всего с нациями, среди которых вы живете, с русскими и украинцами, нациями, которые подвергались и подвергаются таким же унижениям, как и ваш народ.

Не считайте свое дело только внутригосударственным, обращайтесь за помощью к мировой прогрессивной общественности и к международным организациям. То, что с вами сделали в 1944 году,

имеет вполне определенное название. Это чистейшей воды геноцид - один из тягчайших видов преступления, против человечества…

(БСЭ том 10, стр. 441).

Концепция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1948 года, отнесла к геноциду действия, совершенные с намерением уничтожить полностью или частично какую-нибудь национальную, этическую, расовую или религиозную группу… различными методами и в частности путем умышленного создания для них таких условий жизни, которые имели бы целью ее полное или частичное физическое уничтожение. "Там же". Такие действия, т.е. геноцид… с точки зрения

международного права является преступлением, которое осуждается миром, и за совершение которых главные виновники и соучастники подлежат наказанию. "Там же". Как видите, международное право

тоже на вашей стороне (бурные аплодисменты) и если бы вам не удалось решить вопрос внутри страны вы вправе обратиться в организацию ООН и в Международный трибунал.

Перестаньте просить, верните то, что принадлежит вам по праву, но незаконно у вас отнято (бурные аплодисменты, в едином порыве все вскакивают с мест и скандируют "Крым АССР").

И запомните, в этой справедливой борьбе нельзя противнику беззаконно вылавливать бойцов, идущих в первых шеренгах нашего движения.

В Средней Азии уже состоялся ряд процессов, на которых незаконно, по ложным мотивам, осуждены борцы за национальное равноправие крымских татар. Сейчас в Ташкенте готовится процесс такого же характера над Энвером Меметовым, Сейдаметом Меметовым, Юрием и Сабри Османовыми и другими.

Не допускайте судебной расправы над ними. Потребуйте, чтобы в соответствии с законом суд был открытым. Добейтесь открытого суда, массой придите на него и не допускайте, чтобы зал заполнила специально подобранная публика. В зале должны сидеть представители крымскотатарского народа.

И последнее, Алексей Евграфович просит передать вам, что он получил много писем и телеграмм с поздравлениями от крымскотатарского народа. Ответить он на них сейчас не может. Поэтому

просит вас передать его самую искреннюю и глубокую благодарность всем, кто так или иначе прислал ему свои слова привета и поздравления. Он заверяет, что и впредь он будет отдавать все силы на выполнение своего патриотического и интернационального долга, делу борьбы за полное равноправие всех наций, за искреннюю дружбу между всеми народами мира.

Я поднимаю свой бокал за смелых и несгибаемых борцов за национальное равноправие, за одного из наиболее выдающихся бойцов этого фронта, за писателя-большевика-интернационалиста Алексея Костерина, за здоровье крымскотатарского народа. Я желаю всему народу полного успеха в его справедливой борьбе.

За встречу в Крыму, дорогие друзья, на территории восстановленной и возрожденной Крымской Автономной Советской Социалистической Республики (бурные, долго не смолкающие аплодисменты,

здравница в честь Крымской АССР, пение интернационала)*.

ДА СБ України. - Ф. 16. - Оп. 1 (1971). - Пор. 5. - Арк. 222-228. Копія.

* На документі резолюція: "тов. Никитченко. Прошу доложить лично.

Шелест. 21.IV.68"; та примітка "Ознакомлен т. Ляшко А.П. Однороманенко.

6/V.68 г.".

Comments:

Яндекс.Метрика